Великая пятница насыщена обрядовыми действиями, большинство из которых аналогичны обрядовым действиям в рождественский сочельник. Верили, что в полночь вода в лесных источниках (проточная вода) превращается в вино (восточная Моравия). Это опасный день, день ведьм, поэтому хозяйки ничего не одалживали из дому, особенно маслобойку, т.к. с её помощью ведьма могла отобрать спор; не давали подойник и цедилку-чтобы их не «испортили»; молоко-чтобы коров не » испортили» и не отобрали у них молочность; хозяйки кормили кур из обруча-чтобы они неслись в доме. Если первым посетителем окажется мужчина, то в доме будет счастье, если женщина — то несчастье. Верили, что в этот день солнце 3 раза подпрыгивает при восходе и почти сразу оказывается на небе. Другие утверждают, что так солнце подпрыгивает на Пасху, а в Великую пятница оно выходит, крутясь вокруг своей оси; что солнце не только 3 раза подпрыгивает, но и выходит все кровавое, красное. Раньше считали, что нельзя «землю двигать», т.е. копать, пахать и т.п., говорили, что она спит, что в ней Христос отдыхает. Запрет трогать землю иногда мотивировали тем, что стихия уничтожит урожай или копавший умрёт, не вырастет ничего, кроме сорняков, что Христос проснется и рассердится. Тем не менее встречаются свойства, согласно которым наоборот, сажают плодовые деревья, чтобы они обильно родили. Запрещалось белить, особенно роженице, иначе ребёнок у неё будет морой, бирюком, букой; стирать, печь хлеб (иначе тот, кто съест этот хлеб, заболеет эпилепсией), местами даже не топили печей. Утром, вставая с постели, наступали на топор, чтобы ноги не болели, чтобы больная нога зажила или чтобы не пораниться во время работы. Верили, что » великопятницкая» вода лечит все глазные и кожные болезни и даёт красоту; приносили на реку дежу, хлебную лопату, маслобойку, крынку, чтобы весь год было много хлеба и молока. Утром перед восходом ходили умываться или купаться в проточной воде, кое-где приносили воду домой, и все умывались ею в саду. Умывались, ступали в реку босыми ногами, хозяйки приносили на реку для мытья хозяйственную утварь; хозяева мыли ворота, хлевы, двери, поили скот; умывались снегом, разбрасывали снег по дому-чтобы не было вредных насекомых; давали побродить по воде скоту; кропили скот освящённой водой из реки-но «задом наперед», чтобы его не сглазили; местами умывались водой из 3-х колодцев для красоты; мыли скот-чтобы не нападали болезни и вредные насекомые. Чтобы молния не ударила в дом, во время чтения в церкви » Страстей» на крышу бросали песок, до восхода солнца кололи щепу, которую потом жгли во время грозы. Чтобы выгнать из дома мышей, хозяйка подметала дом метлой, на которой были привязаны все ключи; от вредных домашних насекомых кропили дом «святой» водой, в которой до восхода варились яйца с ясеневой веточкой; девушки кропили дом водой и подметали от дверей к окнам, чтобы счастье не вымести, а окончив, трижды били метлой по порогу со словами «вон, гости без костей» (с тем же стегали по полу, постели до самой двери прутом боярышника);подметая, катили перед собой варёное яйцо; если мусор с яйцом домести до ворот чужого дома, то вся нечисть перейдёт в тот дом; из веточек вербы делали крестики и клали под порог-от гадов и насекомых; подметали мусорив доме и сжигали его или бросали в реку-чтобы пропала всякая нечисть. На полях и лугах изгоняли кротов: втыкали по краю луга осиновые прутья, нарезанные до восхода; если подмести вокруг луга печным помелом, то кроты перейдут на соседние поля; прогоняя кротов, до восхода женщины выбегали нагими на луга и стучали серпом по земле. Чтобы сады обильно родили, малые дети бегали вокруг деревьев, взявшись за руки.
В Чехии, Словакии существуют поверья, что в Великую пятницу с 3 до 9 утра цветёт папоротник, в это время его ищут и сушат, и лечат им разные болезни. При чтении в Риме Страстей открывается земля и клады появляются на поверхности.
Страстная считается благоприятным днём для чтения заговоров от лихорадки и зубной боли. (М. М. Валенцова)
Previous Story
Оживление капи Божества
Next Story